Международный съезд учителей и работников образования

V Международный съезд учителей и работников образования государств — участников СНГ (11-12 октября 2018 г.)

Секция №4 «Новые задачи и механизмы управления

дополнительным образованием детей и молодежи. Новые подходы в содержании и организации воспитания в образовательных организациях стран СНГ»

11 октября 2018 года, в соответствии с программой  5-го международного съезда учителей и работников образования государств- участников СНГ, работала секция  по перспективам развития дополнительного образования детей  и молодежи в пространстве стран СНГ-«Новые задачи и механизмы управления дополнительным образованием детей и молодежи. Новые подходы в содержании и организации воспитания в образовательных организациях стран СНГ».

Формирование системы дополнительного образовательного пространства стран СНГ является важной стратегической задачей в области развития образования, которая достигается в процессе осуществления международного сотрудничества.

Надо отметить, что   за историю проведения международных съездов учителей и работников образования государств — участников СНГ, а это уже 5 съезд, впервые в Кыргызстане работает  секция по вопросам дополнительного образования детей и молодежи. Важность и необходимость работы этой секции обусловлена тенденцией, направленной на достижение образовательных результатов, соответствующих потребностям личности, семьи, общества, государства.
Среди делегатов и гостей, принявших участие в работе секции  педагоги и преподаватели системы дополнительного образования из Республики Беларусь, Республики Таджикистан, Российской Федерации, Кыргызской Республики.  Участники секции отметили, что на данном этапе требуется переосмысление накопленного опыта и формирование соответствующих подходов к образовательному взаимодействию, что обусловлено существенными различиями в степени интеграции дополнительного образовательного пространства.  Несомненно, роль дополнительного образования детей и молодежи — в  создании образовательного пространства для расширения условий, механизмов и технологий ее интеграции в образовательное пространство посредством образования;  удовлетворение образовательных и познавательных потребностей личности в усвоении культурного опыта и достижений  стран СНГ;  активизации роли личности и расширение ее возможностей в построении своей жизненной образовательной траектории.  Дополнительное образование становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования ребенка как субъекта культуры и деятельности.
Пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой.

Важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является открытость, которая проявляется в следующих аспектах:

  • нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности;
  • возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии;
  • благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как детских (подростковых), так и взрослых инициатив и проектов, в том числе развития волонтерства.

В своих выступлениях, участники секции остановились на том факте, что дополнительное образование детей и молодежи является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

 Участники из Кыргызстана также обратили внимание на то, что находясь в общем образовательном пространстве государств –участников СНГ, Кыргызская республика осуществляет сотрудничество со странами содружества в обеспечении доступности и качества дополнительного образования.

Детям и молодежи стран постсоветского пространства предоставляются широкие возможности для участия в различных  международных образовательных и воспитательных программах, фестивалях, конкурсах, таких, как энто-карнавал  «Иссык-Куль собирает друзей», слет лидеров детских организаций и туристских команд «Иссык-Куль глазами детей», конкурс «Интеллектуалы 21 века», «Астрономическая олимпиада Азиатско-Тихоокеанского региона», фестиваль «Дружат дети Востока», конкурсы детского рисунка и прикладного творчества, посвященные юбилею победы в Великой отечественной войне, «Мы живем в СНГ», 90-летию Ч. Айтматова и другие.

Дети и педагоги дополнительного образования  Кыргызстана являются активными участниками международных фестивалей и конкурсов, научно-практических конференций и семинаров в Беларуссии, Казахстане, России, Туркменистане.

Совместное сотрудничество и проводимые мероприятия благоприятствуют расширению диалога между детьми, формированию национального сознания с общечеловеческими ценностями, культурных ценностей нового подрастающего поколения, усвоение культурного опыта стран мира и СНГ, включение обучаемых в зону позитивного межкультурного общения.

Конструктивный диалог в сфере международного сотрудничества стран СНГ  способствовал созданию в 2018 году Европейской Ассоциации  дополнительного образования детей и молодежи с целью  реализации совместных международных мероприятий  в рамках Ассоциации, удовлетворение образовательных и познавательных потребностей как педагога, так и ребенка,   роста репутации и конкурентоспособности учреждений и организаций дополнительного образования.  Учредителями данной организации выступили Кыргызская Республика, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация с центральным офисом в Кыргызстане, в г. Бишкек. 

Важным аспектом сотрудничества выделили участники секции  разработку и реализацию международных образовательных программ, расширение форм взаимодействия организаций и учреждений  дополнительного образования и взаимного признания результатов образовательной деятельности.

Особо остановились участники на предложениях в резолюцию съезда.

Результатом обсуждения стал ряд важных предложений и рекомендаций:

Усиление конкурентоспособности системы дополнительного образования детей и молодежи на международном уровне, учитывающей потребности и реалии экономического подъема стран СНГ; укрепление интеллектуальных, культурных, социальных и технических основ образовательного сотрудничества; усиление престижа дополнительного образования детей и молодежи на международной арене; повышение привлекательности и доступности дополнительного образования для детей и молодежи; обеспечение преемственности отечественных и мировых образовательных традиций;  развитие и распространение фундаментальных знаний в странах СНГ, повышение качества дополнительного образования, поддержание и укрепление целостности образовательного пространства стран СНГ; усиление сотрудничества, взаимодействия и взаимопонимания народов  стран СНГ.

  Дария Мусина — модератор секции, Заслуженный работник образования Кыргызской Республики, кандидат педагогических наук, директор РУМЦЭВ «Балажан», Кыргызстан

Людмила Байбородова — модератор секции, директор института педагогики и психологии  Ярославского Государственного Педагогического Университета, профессор, доктор педагогических наук, Россия

Творческий ребенок — будущее Кыргызстана!

Иссык-Куль собирает друзей

Гордость «Балажан»

Золотой фонд

«Родина в сердце моём»-праздничный концерт

Реклама