Министерство образования и науки Кыргызской Республики
Республиканский учебно-методический центр эстетического воспитания «Балажан»
Проект
Республиканская
телевизионно-интеллектуальная игра
знатоков изобразительного искусства
«Эрудит»
Авторы проекта: Мусина Д.С.,
Исалиева Н.Ж.,
Молдалиева З.А.,
Лю-Мин-Чин Ж.С.
Руководитель проекта: Мусина Д.С.
Бишкек -2018
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | Республиканская телевизионно-интеллектуальная игра знатоков изобразительного искусства «Эрудит» |
Специализация проекта (для кого?) | Дети в возрасте 12-13 лет |
Цели проекта | · Популяризация знаний и развитие у школьников интереса к изобразительному искусству в Кыргызстане; · выявление одаренных и талантливых детей; · стимулирование развития интеллектуальных и познавательных возможностей детей; · развитие творческой активности детей. |
Авторы проекта: контактные данные электронная почта контактные данные электронная почта контактные данные электронная почта контактные данные электронная почта | Мусина Дария Сапарбековна – Директор РУМЦЭВ «Балажан», Заслуженный работник образования Кыргызской Республики, Кандидат педагогических наук, Президент Ассоциации клубов ЮНЕСКО Кыргызстана +996 772169136, +996 312486475 Исалиева Назира Жанышовна – культорганизатор Республиканского учебно-методического центра эстетического воспитания (РУМЦЭВ) «Балажан» +996 550477407, +996 312383260, +996 312486319 (факс) Молдалиева Замиркуль Абыкановна – Заместитель директора Республиканского учебно-методического центра эстетического воспитания (РУМЦЭВ) «Балажан» +996 772 176831, +996 312881211, +996 312486319 (факс) Лю-Мин-Чин Жылдыз Сапарбековна – педагог-организатор Республиканского учебно-методического центра эстетического воспитания (РУМЦЭВ) «Балажан», Национальный координатор клубов ЮНЕСКО в Кыргызстане +996 772 176831, +996 312881211, +996 312486319 (факс) |
Руководитель проекта контактные данные электронная почта | Мусина Дария Сапарбековна – Директор РУМЦЭВ «Балажан», Заслуженный работник образования Кыргызской Республики, Кандидат педагогических наук, Президент Ассоциации клубов ЮНЕСКО Кыргызстана +996 772169136, +996 312486475 balajan@mail.ru |
Сроки реализации проекта | 2016-2026 годы. |
География проекта | Все регионы Кыргызской Республики, г. Бишкек, г. Ош |
Поддерживающие организации или физические лица | · Министерство образования и науки Кыргызской Республики; · Общественная телерадиовещательная корпорация (ОТРК); · Кыргызский Национальный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева; · Союз художников Кыргызской Республики; · Художественная школа-интернат при Национальной академии Кыргызской Республики имени академика Т.Садыкова |
Кадры | Болджурова И.С.-доктор педвгогических наук, профессор, Мусина Д.С.- кандидат педагогических наук, Морозов О.Е.- член Союза дизайнеров, Овчинникова Н.И. — член союза художников, педагогический состав-5 отличников образования РУМЦЭВ «Балажан» |
Источники финансирования | Бюджет РУМЦЭВ «Балажан», предусмотренный Министерством образования и науки Кыргызской Республики в пределах выделенных средств |
Особая информация, примечания и приложения | Приложение 1; Приложение 2; Приложение 3; Приложение 4; Приложение 5; Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8. |
Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты,
если им не учиться.
Демокрит Абдерский
1. Описание проекта и его обоснование
1.1 Актуальность
Главная цель современного образования в стране — воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина нашей страны, сохранение и развитие культурной самобытности, поддержание национального своеобразия и многообразия культур.
Поставленную цель можно решить, предоставив подрастающему поколению полноценное художественно-эстетическое воспитание, основа которого – многовековая традиция образования и воспитания в Кыргызстане, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях народов страны.
Сегодня востребована личность, обладающая специальной, социальной и интеллектуальной компетентностями, конкурентоспособная, умеющая применить на практике знания и компетенции, а самое главное социально-адаптированная. Но без стремления к самопознанию, самоанализу, самосовершенствованию, самообразованию, самореализации ребенок не может противостоять вызовам времени. И одним из путей становления такой личности является интеллектуальное развитие.
Сегодня внешкольное дополнительное образование детей в республике осуществляют 74 организации, где в различных кружках занимаются более 62,9 тысяч детей, из них более 17 тысяч детей занимаются в студиях изобразительного искусства.
Особые возможности художественно-эстетического образования и воспитания определяются направленностью на формирование внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика, выражает и формирует отношение ребенка к самому себе. Это требует не только новых организационных форм, теоретических и методических разработок, но и ломки устоявшихся стереотипов в сознании работников системы образования и широкой общественности. Но сегодня в художественно-эстетическом образовании укоренилась бессистемность, отсутствие творческой деятельности детей, единых принципов преподавания. Не понимая целей и роли художественного образования, сегодня в школах из года в год сворачивается преподавание предметов художественного цикла искусств в учебных планах. На изобразительное искусство и музыку в современной начальной школе отводится 9.45% учебного времени, а в последующих классах — 3.7%. В старших классах (в период нравственных исканий, активного формирования мировоззрения и самосознания, обострения потребности в идеалах) — этих предметов вообще нет. Согласно базисного учебного плана уроки литературы с 5 по 11 класс занимают 4.6% общего количества часов.
Большинство школьных предметов, считающихся основными, в настоящее время не могут целенаправленно воспитывать личность. Преподавание предметов художественного цикла должно начинаться с детского сада, непрерывно продолжаясь в средней общеобразовательной школе и в вузе, независимо от профиля. Художественное развитие школьников не должно ограничиваться рамками урока, необходимо включение в программы экскурсии в музеи (архитектурные, художественные, мемориальные, литературные и т.д.), занятия в кружках и студиях, художественно-эстетическое совершенствование своего ближайшего окружения (домашнего интерьера, класса, школы). На занятиях изобразительного искусства у детей должны быть сформированы ключевые компетентности: коммуникативная, социокультурная, ценностно-смысловая, информационная и учебно-познавательная. Знание и понимание художественного замысла автора произведения, формирование своего отношения к творчеству художников, умение использовать приемы выразительности и восприятия, знания основ изобразительного искусства развивают и формируют интеллектуальный уровень ребенка. Но развить интеллект ребенка невозможно только педагогическим воздействием: предоставлением информации, применением методик и форм обучения. Необходимо создать условия для его саморазвития, самопознания, самообразования и самосовершенствования, популяризации знаний и развитие у детей интереса к изобразительному искусству в Кыргызстане.
В современном образовании актуальной остается проблема взаимоотношения педагогов и учащихся. Чаще всего присутствует авторитарное преподавание предмета и минимальное сотворчество педагогов и учащихся.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
1.2 Цели и задачи проекта
Основными целями проекта являются:
• популяризация знаний и развитие у школьников интереса к изобразительному искусству в Кыргызстане;
• развитие у детей стремления к познанию, самообразованию, творчеству, самореализации;
• выявление одаренных и талантливых детей;
• стимулирование развития интеллектуальных и познавательных возможностей детей;
• развитие творческой активности детей.
Задачи проекта:
• выявить одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности;
• развить общую эрудицию и интеллект детей, расширить их кругозор;
• развить творческое и логическое мышление учащихся;
• формировать практические умения и навыки работы в различных техниках изобразительного искусства;
• развивать творческие, коммуникативные, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования, творческую активность, поддерживать потребность в самоутверждении, самореализации;
• стимулировать творческую деятельность одаренных учащихся;
• развить взаимодействия педагогов и учащихся в процессе организации их совместной деятельности.
1.3 Описание проекта
Республиканская телевизионно-интеллектуальная игра знатоков изобразительного искусства «Эрудит» направлена на развитие интеллектуальных знаний учащихся изобразительного искусства на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, эстетическим восприятием, ассоциативной памятью, критическим мышлением, мотивированием к познавательной деятельности в области искусства, решением сложных проблемных ситуаций в команде, в группе, в коллективе. Игра дает ребёнку возможность раскрыть основы творческого мышления. “Эрудит” призван помочь учащимся стать более уверенными, устремленные к самообразованию, самореализации и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Проект составлен в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями детей 12-13 лет.
В Республиканской телевизионно-интеллектуальной игре знатоков изобразительного искусства принимают участие 8 команд из всех регионов Кыргызстана: Баткенской, Жалал-Абдской, Иссык-Кульской, Нарынской, Ошской, Таласской, Чуйской областей и г.Бишкек. Партнерами проекта выступают Общественная телерадиовещательная корпорации, Кыргызский Национальный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева, Союз художников Кыргызской Республики, Художественная школа-интернат при Национальной академии Кыргызской Республики имени академика Т.Садыкова.
Республиканская телевизионно-интеллектуальная игра знатоков изобразительного искусства проходит в городе Бишкек в съемочном зале центрального телевидения ОТРК.
До съемочного этапа проводятся отборочные туры на уровнях района, области и города. Отборочные туры проходят для выявления одаренных и талантливых детей в области изобразительного искусства по всей республике. При отборе учитываются: знания и компетенции учащегося в области изобразительного искусства, высокие результаты в ходе учебной деятельности, ориентированность и активность ребенка, развитость творческого и логического мышления, а самое главное, умение работать в команде. По положению игры каждая область готовит и представляет 1 команду в составе 5 человек: один капитан команды и четыре игрока. Команда допускается к финалу после предоставления формы-заявки с данными участников, в соответствии с требуемой формы (Приложение 3). Для подготовки к республиканскому туру с выявленными одаренными и талантливыми детьми работают профессиональные педагоги, которые используют инновационные методы работы в команде, такими как кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия.
Кооперативное обучение как метод работы в малой команде (от 2 до 6 человек), применяют для обучения самим детям нести ответственность за образовательный процесс, где каждый достигает своих целей лишь в том случае, если другие члены команды достигают своих. Учащиеся, взаимодействуя друг с другом, решают общую задачу. Совместная работа в малом коллективе формирует качества личностной и интеллектуальной компетентности, а также командную работу.
Получил большую популярность метод «мозгового штурма». Дети применяют различные креативные технологии, которые направлены на поиск творческих идей.
Групповая дискуссия как метод организации совместной работы учеников под руководством педагога решает коллективные задачи в процессе общения. Использование метода предоставляет возможность детям увидеть задачу с разной точки зрения; конкретизировать позиции каждого члена коллектива и личные точки зрения детей; прийти к общему решению; улучшить эффективность работы участников дискуссии; усилить интерес команды к проблеме и мнению других членов команды.
Работа в команде развивает личностные и приобретенные навыки и компетентности, необходимые для эффективного интеллектуального роста. А также способствует развитию взаимодействия педагогов и учащихся в процессе совместной деятельности, эффективность которой повышается, так как сформирована положительная установка у взаимодействующих сторон на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл; осуществляется совместное планирование, организация и подведение
итогов деятельности; позиция и стиль работы педагога способствуют самореализации и самовыражению членов команды.
Большой воспитательный потенциал для формирования взаимоотношений педагогов и учащихся заложен в совместной практической деятельности, когда обе стороны выступают на равных, а сама деятельность носит творческий характер.
Инновационным является внедрение в практику менторства педагогов в совместной работе с одаренными детьми в рамках обучающего процесса. Менторство приводит «к учению с увлечением» и дает учащимся не только знания и умения. Оно способствует формированию положительного «образа Я» и адекватной самооценки, развитию способностей к лидерству и умений социального взаимодействия, помогает устанавливать длительные дружеские отношения со сверстниками и благоприятствует творческим достижениям. Важнейшая особенность менторства, отвечающая одной из важных потребностей одаренных детей, – возможность преодолеть разрыв между классной комнатой и окружающим миром, принять участие в реальной жизни, не дожидаясь окончания школы, занятия в кружках и студиях.
Подготовленные команды из каждого региона республики приезжают в Бишкек для съемочного этапа. Для участников готовится четырех дневная культурно-развлекательная программа, которая включает в себя посещение Кыргызско-национального музея изобразительных искусств имени Гапара Айтиева, Кыргызского Государственного исторического музей, Мемориального комплекса «Ата-Бейит», а также просмотр поучительного фильма с жизненным смыслом. Программа рассчитана на развитие компетентности, личностного и интеллектуального знания. Дети, посещая музей им.Г.Айтиева познают новое, интересное для себя, авторов известных произведений, техники исполнения и т.д. А в историческом музее и мемориальном комплексе «Ата-Бейит» они ближе знакомятся с кыргызскими традициями, национальным ремеслом, самобытностью кыргызской культуры, а также узнают и изучают историю кыргызов. У детей усиливается интерес к искусству и истории, посредством чего они глубже изучают эту сферу и расширяют свой кругозор (Приложение 8).
Съемки Республиканской телевизионно-интеллектуальной игры знатоков изобразительного искусства проходят в съемочном зале ОТРК. Съемки идут в три этапа. В первых двух этапах команды играют согласно прошедшей накануне жеребьевки. На ее основании в первый день соревнуются 4 команды и столько же во второй день. Третий этап – финальный. В финал выходят 4 команды, которые по итогам двух съемочных этапов в общем зачете набрали наибольшее количество баллов.
Игра на всех этапах состоит из 5 туров (Приложение 2).
• 1-тур «Мистер Х»
• 2-тур «Суперблиц»
• 3-тур «Пазлы»
• 4-тур «Чёрный квадрат»
• 5-тур «Частичка моей страны»
Перед началом игры каждая команда должна дать название своей команде и провести ее презентацию. И в каждом туре даются определенные задания разного уровня сложности, которых участники командной игры должны за определенное время решить и дать окончательные ответы (Приложение 6).
Телевизионно-интеллектуальную игру знатоков изобразительного искусства оценивает жюри. В состав жюри входят именитые художники, деятели искусства, профессионалы. Все оценки командам по итогам конкурсов выставляются на оценочных листах, где выставлены критерии оценнок. (Приложение 7).
Итог каждого из туров подводится жюри и оглашается сразу после окончания игры. Победителями и призерами игры признаются команды, набравшие наибольшее количество баллов за 5 туров.
Победившие команды награждаются медалями, грамотами и дипломами I, II, III степени Министерства образования и науки Кыргызской Республики.
Для решения организационных вопросов игры создается оргкомитет под председательством заместителя министра образования и науки КР. (Приложение 4 и 5), за съемочный процесс несет ответственность съемочная команда ОТРК.
Интеллектуальная игра способствует популяризации знаний и развитию у школьников интереса к изобразительному искусству в Кыргызстане; выявлению одаренных и талантливых детей; стимулированию развития интеллектуальных и познавательных возможностей детей; развитию творческой активности детей; развитию общей эрудиции и интеллекта детей, расширению их кругозора и выбору будущей профессии.
Проект «Республиканская телевизионно-интеллектуальная игра знатоков изобразительного искусства «Эрудит»» единственный и уникальный в своем роде проект в Кыргызстане.
2. Ожидаемые результаты:
• популяризация знаний и развитие у школьников интереса к изобразительному искусству в Кыргызстане с помощью интеллектуальной игры;
• выявление одаренных и талантливых детей в области изобразительного искусства по республике;
• стимулирование развития интеллектуальных и познавательных возможностей детей с посредствами экскурсий по культурно-памятным местам, средствами поощрения;
• развитие творческой активности детей в ходе интеллектуальной командной игры.
3. Полученный результат:
• развили у школьников интерес к изобразительному искусству в Кыргызстане;
• выявлены одаренные и талантливые дети в области изобразительного искусства;
• дети приобрели мотивацию и стимулы для развития интеллектуальных и познавательных возможностей и проявили стремление к самореализации и желание принять участие в данном проекте в следующем году, а также привлечь и помочь в подготовке сверстников из своего региона;
• творческая активность детей получила дальнейшее развитие.
4. Рекомендованная литература для детей:
1) Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч.1. – 2-е изд., испр./Глав.ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1999. – 688 с.: ил.
2) Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративное-прикладное искусство XVII-XX веков/Глав.ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1999. – 656 с.: ил.
3) Журнал «Юный художник», 1936-2018/Глав.ред. В.И. Ивашнев. – М.
4) Энциклопедия мирового искусства. Пейзаж в русской живописи. /Автор А. Романовский. – М.: Белый город, 2008. – 416с.
5) Мастера живописи. Из собрания национальной галереи в Праге. – 2-е изд./Автор В.Новотный. – Прага: Артия, 1963.
6) Универсальный словарь дизайнера, Б.К. Сартбаев, Б.: Бийиктик, 2003. – 652 с.
7) 100 великих архитекторов./Автор Д.К. Самин. – М.: Вече, 2003. – 592 с. (100 великих)
8) 100 великих художников / Д.К. Самин. – М.: Вече, 2006. – 480 с. (100 великих)
5. Использованные и рекомендованные интернет-ресурсы:
- https://works.doklad.ru/view/Ivow_htlEHs.html
- http://knigi.link/metodiki-prepodavaniya-uchebniki/kooperativnoe-obuchenie-teoreticheskie-korni-7729.html
- http://knigi.link/vospitatelnyiy-protsess_996/razvitie-vzaimodeystviya-pedagogov-18129.html
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2014/03/04/programma
- http://xn--d1aimvt.xn--90ais/izobrazitelnoe_iskusstvo.html
- https://kopilkaurokov.ru/zavuchu/prochee/mientorstvo-kak-forma-raboty-s-odariennymi-diet-mi
Приложение 1
«Утверждаю»
Директор РУМЦЭВ «Балажан»
________ Мусина Д.С.
Рабочий план
на проведение телевизионно-интеллектуальной игры
знатоков изобразительного искусства «Эрудит»
№ | Наименование работ | Сроки | Ответственные | Роспись |
1 | Общее руководство мероприятием | сентябрь-ноябрь | Директор | |
2 | Разработка приказа | сентябрь | Администрация | |
3 | Составление сметы | сентябрь | Администрация | |
4 | Разработка положения | сентябрь | Администрация | |
5 | Отправка положения игры по регионам и контроль | сентябрь | Администрация | |
6 | Составление общего списка участников и программы игры | сентябрь | Администрация | |
7 | Приобретение билетов для участников | сентябрь | Администрация | |
8 | Концепция оформления зала | сентябрь | Администрация Сотрудники КТРК | |
9 | Подготовка команд к интеллектуальной игре | октябрь-ноябрь | Региональные ДОЦ, ЦДТ | |
10 | Работа с детьми (встреча, расселение, сопровождение) | ноябрь | Администрация Педсостав | |
11 | Оформление зала | ноябрь | Администрация Сотрудники КТРК | |
12 | Музыкальное оформление и съемки | Сотрудники КТРК |
Приложение 2
Положение
о Республиканской телевизионно-интеллектуальной игре знатоков изобразительного искусства «Эрудит»
Цель интеллектуальной игры:Популяризация знаний и развитие у школьников интереса к изобразительному искусству в Кыргызстане, выявление одаренных и талантливых детей, стимулирование развития интеллектуальных и познавательных возможностей детей, развитие творческой активности детей.Создание условий для творческого общения талантливых детей из всех регионов Кыргызстана.
Организаторы интеллектуальной игры:
- Министерства образования и науки Кыргызской Республики
- Республиканский учебно-методический центр эстетического воспитания «Балажан»
Партнеры:
- Общественная телерадиовещательная корпорация Кыргызской Республики (ОТРК)
- Кыргызский Национальный музей изобразительных искусств имени ГапараАйтиева
- Союз художников Кыргызской Республики
- Художественная школа-интернат при Национальной академии Кыргызской Республики имени академика Т.Садыкова
Общее положение: Республиканская телевизионно-интеллектуальная игра знатоков изобразительного искусства «Эрудит»пройдет в городе Бишкек. В игре принимают участие 8 команд из всех регионов Кыргызстана. Состав команды 5 человек (4 игрока 1 капитан команды)
Возраст участников:12-13 лет
Место проведения: Общественная телерадиовещательная корпорация (ОТРК) Кыргызской Республики
Условия игры:Игра состоит из 5 туров.
- 1 тур«Мистер Х» в II этапа
I этап: За ширмой сидит художник Кыргызской Республики. Каждая команда задает по 1-му вопросу, на который ответ будет «Да» или «Нет». Команда, которая задала вопрос, имеет право сразу дать ответ или отказаться от ответа. Вопросы команды задают по очереди от 1 до 8 стола. Если команда имеет досрочный ответ, она может нажать на кнопку и дать ответ, если данная команда дала неверный ответ, она выбывает из тура. Команды задают вопросы по кругу. Команда, которая угадала Мистера Х, получает 5 баллов.
II этап: Вопрос от Мистера Х.
Мистер Х дает шанс командам заработать еще 5 баллов. Он задает персональный вопрос.Команда, которая дала первой правильный ответ, получает 5 баллов. С команды, которая дала неверный ответ, вычитается 1 балл. Если команды не дают ответ, баллы сгорают.
- 2 тур «Суперблиц»
Командам предлагается игровое поле, имеющее несколько тематических направлений.Вопросы командам задаются по очереди от 1 до 8 стола выбирая себе вопрос по интересующей их теме. На обсуждения каждого вопрос дается 1 минута, в течении минуты, та команда которая первая нажала на кнопку дает ответ. Право хода передается следующей команде вне зависимости от ответа предыдущей команды.каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
- 3 тур «Пазлы»
Каждой команде раздаются пазлы. В каждом пазле зашифрованы картины именитых художников. На сбор итоговой картины каждой команде дается 3 минуты. По завершению 3 минут сбор пазлов останавливается. Судьи выставляют баллы по мере готовности картины. Максимум 5 баллов.
- 4 тур «Черный квадрат»
Каждой команде предлагается отгадать, что зашифровано на экране. Команде предлагается открыть 5 квадратов на выбор. Если они не угадывают изображение они не получают баллы. За правильный ответ команда получает 5 баллов.(На обсуждение дается 1 минута)
- 5 тур «Частичка моей страны»
Команды общими усилиями дорисовывают картину с каракулями, которые на листе заранее нарисованы. Готовый рисунков вывешивается на большой мольберт и команды рассказывают о том, что изображено на картине. Максимум5 баллов. Засекается время (5 мин).
Подведение итогов: итоги каждого из туров подводятся жюри и оглашаются сразу после окончания игры. Победителями и призерами игры признаются команды, набравшие наибольшее количество баллов за 5 туров.
Награждение: Команды награждаются призами, медалями, грамотами и дипломами I, II, III степени Министерства образования и науки Кыргызской Республики.
Приложение 3
Форма заявки
на участие вРеспубликанской телевизионной интеллектуальной игре знатоков изобразительного искусства «Эрудит»
Заполните эту форму и вышлите нам не позднее срока
Страна | Авиалиния/ номер рейса | |||
Область | Дата и время прибытия | |||
Город | Номер поезда / тип вагона / дата и время прибытия | |||
Телефон, контактный телефон | Фирма автобуса / дата/ время и место прибытия | |||
№ | Фамилия, имя участников группы (коллектива) | Дата рождения | Возраст | Муж | Жен | ||||||
1. | |||||||||||
2. | |||||||||||
3. | |||||||||||
4. | |||||||||||
5. | |||||||||||
Фамилия, имя, отчество руководителя | Должность | Возраст | Муж | Жен | |||||||
1. | |||||||||||
По всем дополнительным вопросам обращаться в Оргкомитет по адресу:
Кыргызская Республика, г.Бишкек, ул.Московская 53. (+996 312 383260, + 996 312 486475, факс: +996 312 486319; e-mail: balajan@mail.ru; сайт: www.balajan.kg)
Приложение 4
Сценарный план “Эрудит”
Первая и Вторая Игры
1. | Слова ведущего | |
2. | Приветственные слова ведущего. Объяснение правил игры: Игра командная. Команды представлены всеми областями Кыргызстана. Игра будет проходить в 5 тура. | Уважаемые телезрители и участники Республиканской интеллектуальной игры знатоков Изобразительного искусства “Эрудит”. Мы рады приветствовать вас в студии Детского канала “Баластан”, Общественной телерадиовещательной корпорации Кыргызстана. В нашей игре примут участие 8 команд со всех регионов Кыргызской Республики. Организаторами интеллектуальной игры “Эрудит” является Министерство образования и науки КР, в партнерстве с Республиканским учебно-методическим центром эстетического воспитания “Балажан”. Игра пройдёт в два отборочных тура, и только 4 команды, набравшие наибольшее количество баллов будут состязаться в финале. |
3. | Выход команд. Ведущий объявляет название команды и регион, который она представляет. Дети выбегают из-за кулис и рассаживаются за столы. | Согласно жеребьевки в сегодняшнем отборочном туре играют следующие команды (наименование команд) |
4. | Ведущий представляет членов жюри. И предлагает в 1ом туре отгадать председателя жюри «Мистера Х». | Сегодняшнюю игру будет оценивать знаменитые и очень уважаемые люди Кыргызстана. Позвольте представить членов жюри: 1. ФИО, регалии 2. ФИО, регалии А председателя жюри мы зашифровали под именем Мистер Х. И предлагаем вам отгадать кто из знаменитостей являем им. |
5. | Ведущий объясняет правила, каким образом команды могут задавать вопросы «Мистеру Х»: Мистер Х находится за кулисами Команды задают по 1му вопросу, на который ответ может быть «Да» или «Нет». На вопросы художник отвечает искаженным голосом. Каждая команда пишет на заранее приготовленном листе бумаги предполагаемого героя. И по команде ведущего все одновременно поднимают эти таблички. Команда, которая правильно написала имя героя зарабатывает 1 балл. | Каждая команда может задать вопрос Мистеру Хсу, ответом на который будет “Да” или “Нет”. Итак, вопрос от команды А теперь напишите свою версию ответа на листе бумаги. Помоей команды все команды должны одновременно открыть свои ответы. (зачитывает все ответы) А теперь, внимание, правильный ответ: _____________________ (называет Имя Мистера Х, зачитывает все регалии). Команды назвавшие правильный ответ зарабатывают по 1му баллу. |
6. | Мистера Х угадали. Он выходит на сцену. Ведущий зачитывает все его достижения. Мистер Х приветствует участников игры. И прежде, чем занять сове место в жюри предлагает командам заработать еще 1 балл баллы, ответив на его вопрос. За отгаданный ответ команда получает 1 балл. | Слово предоставляется: Мистеру Х |
7. | Ведущий объявляет Начало 2го тура – «Суперблиц». Объясняет правила. Командам предлагаются вопросы по следующим направлениям: 1. Архитектура 2. Графика 3. Скульптура 4. Живопись 5. Декоративно-прикладное искусство Все направления зашифрованы под цифрами 1.2.3.4.5 в разброс. Команда выбирает одну из цифр, открывается название направления. И по этому направлению ведущий задает только 7 вопросов. На обсуждение дается максимально 30 секунд. За каждый правильный ответ команда получает по 1му баллу. Следующая команда выбирает другую цифру, под которой будет зашифровано другое направление. (Весь тур длиться 20 минут) | Уважаемые участники, вы уже заработали свои первые баллы и объявляю начало второго тура. Тур под названием “Суперблиц”. Каждая команда должна выбрать одну из 5 цифр. Под котором спрятаны названия направлений Изобразительного искусства: 1. Архитектура 2. Графика 3. Скульптура 4. Живопись 5. Декоративно-прикладное искусство Команда выбирает одну из цифр, открывается название направления. И по этому направлению ведущий задает только 7 вопросов. На обсуждение дается максимально 30 секунд. За каждый правильный ответ команда получает по 1му баллу. Следующая команда выбирает другую цифру, под которой будет зашифровано другое направление. (Весь тур длиться 20 минут) |
8. | По окончанию тура, ведущий предоставляет слово членам жюри для подведения итога 2го тура. | Слово жюри |
9. | Для 3го тура ведущий предлагает командам собраться вокруг набора паззлов. Дается задание собрать паззл. Засекается время (3 мин). | Каждая команда за 3 минуты должна собрать картину из пазлов. |
10. | Представитель от команды называет название и автора картины. | По очереди команды представляю название и автора картины |
11. | Ведущий останавливает сбор паззлов. И приглашает жюри оценить готовность картин. Если картина полностью собрана и команда дала правильное название и автора картины, то жюри присуждает 5 баллов. Если что-то не до собрано или не до угадано, то жюри снижает баллы. | |
12. | Жюри подводят итог 3го тура. | |
13. | Для 4го тура ведущий предлагает командам обратить все внимание на экран. На экране появляется черный квадрат, разделённый на 6 частей, из которых 4 пронумерованы, а две имеют номер «0». Квадраты с «0» открывать нельзя. Команда может открыть только один из пронумерованных квадратов и попытаться отгадать, что за картина зашифрована. Если отгадывают, то зарабатывает 5 баллов. Если не могут отгадать, то могут открыть еще один квадрат, но при этом балл снижается, и они могут получить только 4 балла. Если все четыре квадрата открыты и команда не может отгадать название картины, то они лишаются всех баллов. | |
14. | Ведущий предлагает первой команде открыть только 1 квадрат на выбор. | |
15. | Если команда не отгадывает название картины зашифрованную под черным квадратом, ведущий предлагает открыть еще один квадрат, но это действие отнимет у команды 1 балл. | |
16. | Итак, для каждой команды – одна картина. | |
17. | Жюри подводит итог 4го тура | |
18. | Ведущий объявляет начало 5го тура «Частичка моей страны». | |
19. | Командам раздается по листу бумаги А3 формата, карандаши, краски, гуашь | |
20. | Ведущий объясняет задание | |
21. | Засекается время (5 мин). Команды общими усилиями рисуют часть природы своего родного края. Готовый рисунок вывешивается на большой мольберт и команды рассказывают о месте, изображенном на картине. | |
22. | Жюри оценивает готовые картины | |
23. | Подводится итог всей игры. | |
24. | Жюри объявляет итоговые баллы. |
Приложение 5
Сценарный план
Финала
1. | Приветственные слова ведущего. Объяснение правил игры:Игра командная. Команды представлены всеми областями Кыргызстана. Игра будет проходить в 5 тура. |
2. | Выход команд. Ведущий объявляет название команды и регион, который она представляет. Дети выбегают из-за кулис и рассаживаются за столы. |
3. | Ведущий представляет членов жюри. И предлагает в 1ом туре отгадать председателя жюри «Мистера Х». |
4. | Ведущий объясняет правила, каким образом команды могут задавать вопросы «Мистеру Х»:Мистер Х находится за кулисами Команды задают по 1му вопросу, на который ответ может быть «Да» или «Нет». На вопросы художник отвечает искаженным голосом. Каждая команда пишет на заранее приготовленном листе бумаги предполагаемого героя. И по команде ведущего все одновременно поднимают эти таблички. Команда, которая правильно написала имя героя зарабатывает 1 балл. |
5. | Мистера Х угадали. Он выходит на сцену. Ведущий зачитывает все его достижения. Мистер Х приветствует участников игры. И прежде, чем занять сове место в жюри предлагает командам заработать еще 1 балл баллы, ответив на его вопрос. За отгаданный ответ команда получает 1 балл. |
6. | Ведущий объявляет Начало 2го тура – «Суперблиц». Объясняет правила. Командам предлагаются вопросы по следующим направлениям: 1. Архитектура 2. Графика 3. Скульптура 4. Живопись 5. Декоративно-прикладное искусство Все направления зашифрованы под цифрами 1.2.3.4.5 в разброс. Команда выбирает одну из цифр, открывается название направления. И по этому направлению ведущий задает только 7 вопросов. На обсуждение дается максимально 30 секунд. За каждый правильный ответ команда получает по 1му баллу. Следующая команда выбирает другую цифры, под которой будет зашифровано другое направление. (Весь тур длиться 20 минут) |
7. | По окончанию тура, ведущий предоставляет слово членам жюри для подведения итога 2го тура. |
8. | Для 3го тура ведущий предлагает командам собраться вокруг набора паззлов. Засекается время (3 мин). |
9. | Представитель от команды называет название и автора картины. |
10. | Ведущий останавливает сбор паззлов. И приглашает жюри оценить готовность картин. Если картина полностью собрана и команда дала правильное название и автора картины, то жюри присуждает 5 баллов. Если что-то не до собрано или не до угадано, то жюри снижает баллы. |
11. | Жюри подводят итог 3го тура. |
12. | Для 4го тура ведущий предлагает командам обратить все внимание на экран. На экране появляется черный квадрат, разделённый на 6 частей, из которых 4 пронумерованы, а две имеют номер «0». Квадраты с «0» открывать нельзя. Команда может открыть только один из пронумерованных квадратов и попытаться отгадать, что за картина зашифрована. Если отгадывают, то зарабатывает 5 баллов. Если не могут отгадать, то могут открыть еще один квадрат, но при этом балл снижается, и они могут получить только 4 балла. Если все четыре квадрата открыты и команда не может отгадать название картины, то они лишаются всех баллов. |
13. | Ведущий предлагает первой команде открыть только 1 квадрат на выбор. |
14. | Если команда не отгадывает название картины зашифрованную под черным квадратом, ведущий предлагает открыть еще один квадрат, но это действие отнимет у команды 1 балл. |
15. | Итак, для каждой команды – одна картина. |
16. | Жюри подводит итог 4го тура |
17. | Ведущий объявляет начало 5го тура «Частичка моей страны». |
18. | Командам раздается по листу бумаги А3 формата, карандаши, краски, гуашь |
19. | Ведущий объясняет задание |
20. | Засекается время (5 мин). Команды общими усилиями дорисовывают картину с каракулями, которые на листе заранее нарисованы. Готовый рисунков вывешивается на большой мольберт и команды рассказывают о том, что изображено на картине. |
21. | Жюри оценивает готовые картины |
22. | Подводится итог всей игры. |
23. | Жюри объявляет итоговые баллы. |
24. | Приветственные слова ведущего. Объяснение правил игры. |
25. | Подводится итог всей игры. |
26. | Жюри объявляет победителей |
27. | Торжественное вручение медалей |
28. | Конец игры |
Вопросы для второго тура
«Суперблиц»
Приложение 6
| ||
Раздел «Архитектура» | ||
1 игра | ||
1. | Искусство строить и украшать здания? | · Архитектура |
2. | Уникальное жилище кочевников? | · Юрта |
3. | Известный древнеримский архитектор, автор трактата об архитектуре, автор формулы «Прочность – Польза — Красота» | · Витрувий. (Римский архитектор, автор «Десяти книг об архитектуре», первым из теоретиков архитектуры высказал гипотезу о возникновении архитектуры |
4. | Внутреннее пространство здания | · Интерьер. |
5. | В каком городе находится большинство произведений архитектуры Антонио Гауди? | · Барселона (Испания) |
6. | Великий итальянский художник и скульптор, архитектор, который позиционировал себя как инженера и изобретателя. Кто он? | · Леонардо Да Винчи |
7. | Башня, являющаяся визитной карточкой Парижа | · Эйфелева башня. |
Раздел «Архитектура» | ||
2 игра | ||
1. | Башня, построенная в Италии, которая в результате усадки почвы оказалась «падающей» | · Пизанская башня. |
2. | Башня, которая является памятником архитектуры Кыргызстана, расположенная на территории Чуйской долины | · «Бурана». |
3. | Первое «Чудо света» | · Египетские пирамиды в Гизе. |
4. | Внешний вид оформления строения | · Экстерьер |
5. | Как называется верхняя часть колонны, или голова колонны? | · Капитель |
6. | Что из перечисленного является исторически сложившимся стилем искусства? | а) барокко б) графика в) композиция г) натюрморт |
7. | Кто из перечисленных деятелей искусства является архитектором? | а) Б.Кустодиев б) И. Шишкин в)В. Растрелли г) М. Врубель |
Раздел «Архитектура» | ||
Финал | ||
1. | Какой из перечисленных музеев находится в Москве? | а) Эрмитаж; б) Третьяковская галерея; в) Русский музей; г) Лувр |
2. | Что сказал Сальвадор Дали при встрече Леонардо Да Винчи? | · Ничего. Они жили в разное время. |
3. | Именем какого художника названо художественное училище в Бишкеке? | · Имени Семена Чуйкова |
4. | Какой архитектурный стиль появился под влиянием технического прогресса? | · Хай-Тек |
5. | Самая известная мечеть в Индии | · Тадж Махал |
6. | Назовите памятник архитектуры, построенный в 15 веке, находится в Нарынской области | · Таш-Рабат |
7. | В каком году был сооружен комплекс Манас-Ордо | · 1996г |
Раздел «Графика» | ||||
1 игра | ||||
1. | В какие времена зародилось графическое искусство? | · Во времена наскальной живописи | ||
2. | Что означает слово графика? | · Гра́фика (греч. graphike, от grapho — пишу) | ||
3. | Всемирно известный немецкий художник, конца 15 и начала 16 веков, его называют самым совершенным мастером гравюры, мастером тончайшего штриха. | · Альбрехт Дюрер | ||
4. | Какой разноцветный инструмент используют для создания графического рисунка? | · Акварель | ||
5. | Что является главной отличительной чертой графического рисунка? | · Контраст двух или нескольких цветов | ||
6. | Что из перечисленного является наиболее типичным художественным материалом для графики: | а) гуашь; б) карандаш; в) глина; г) акварель | ||
7. | Как называется быстрый кратковременный рисунок…? | · Набросок, зарисовка | ||
Раздел «Графика» | ||||
2 игра | ||||
1. | Чем работают графики? | · Карандашом, углем, тушью, пастелью. | ||
2. | Что относится к средству выразительности в графике? | · Линия | ||
3. | Что является инструментом для создания машинной графики? | · Компьютер | ||
4. | Каким инструментом работают на шероховатой бумаге? | · Карандашом | ||
5. | Из чего состоит графический рисунок? | а) из объемов б) цветовых пятен в) линий, штрихов, точек | ||
6. | Что является разновидностью гравюры на металле? | · Офорт | ||
7. | Назовите графический материал, изготовляемый из обожженных пород деревьев? | · Уголь | ||
Раздел «Графика» | ||
Финал | ||
1. | Как называется способ гравирования на линолеуме? | · Линография |
2. | Какая печатная форма графики может создаваться самим автором? | · Эстамп |
3. | Длительный рисунок, выполненный с целью обучения рисованию? | · Академический рисунок |
4. | Что является ведущим изобразительным средством в графике? | · Рисунок |
5. | Графика в книжках это…? | · Иллюстрация |
6. | Назовите современные виды графики 21 века? | · Графический дизайн Компьютерная графика |
7. | Техника процарапывания по специально загрунтованной черной бумаге? | · Гратаж |
Раздел «Живопись» | ||
1 игра | ||
1. | Как называется льняная ткань плотная с различной фактурой? | · холст |
2. | Как называются металлические лопаточки с деревянными ручками? | · мастихины |
3. | Как называется подставка для подрамника с холстом, на котором художники пишут картины? | · мольберт |
4. | Как называется увеличенный эскиз до натуральной величины холста используется для детальной проработки | · картон |
5. | В каком жанре создана картина В. Чуйкова «Дочь Советской Киргизии» | а) батальный; б) портретный; в) натюрморт; г) пейзаж |
6. | Как называется особа женского пола, позирующая для картины? | а) манекенщица; б) позерка; в) модельщица; г) натурщица. |
7. | Кто из перечисленных деятелей искусства является выдающимся итальянским художником эпохи Возрождения? | а) М. Врубель; б) Леонардо да Винчи; в) Э.-М. Фальконе; г) Пабло Пикассо |
Раздел «Живопись» | ||
2 игра | ||
1. | Как называется определенное покрытие, которое наносится на холст? | · грунт |
2. | Как называются изображения, выполненные в цвете с помощью красок? | · живопись |
3. | Как называются красящиеся и связующие вещества с различными добавками? | · краски |
4. | Как называется пластиковая, либо деревянная плоская поверхность для смешивания красок? | · палитра |
5. | Как называется небольшой ящик прямоугольной формы со складывающимися ножками с крышкой, который используют художники для работы на пленере, в котором находятся кисти, мастихины, краски, палитра? | · этюдник |
6. | Что является основным в художественном языке живописи? | а) линия; б) штрих; в) декоративность; г) цвет |
7. | В произведениях какого художника часто можно встретить сказочных героев? | а) В. М. Васнецов; б) В. И. Баженов в) Ф. С. Рокотов; г) В. Ван Гог |
Раздел «Живопись» | ||
Финал | ||
1. | С помощью чего можно писать маслом по холсту, размазывать, снимать краску с холста, смешивать краски? | · С помощью мастихина |
2. | Как называется вещество в состав которого входят масляные краски, грунт и которое используется в качестве разбавителя? | · льняное масло |
3. | Назови 3 основных хроматических цвета в живописи (механическое смешение цветов) | · красный, желтый, синий |
4. | Для создания каких произведений наиболее важно знание законов линейной перспективы? | а) изделия народных промыслов; б) икона; в) скульптура; г) городской пейзаж |
5. | Что такое «АВТОПОРТРЕТ»? | а) изображение любимого автомобиля; б) портрет человека в автомобиле; в) портрет часто переезжающий с выставки на выставку; г) портрет художника, выполненный им самим. |
6. | Какой рукой Леонардо Да Винчи написал Джаконду? | Леонардо Да Винчи был левшой — левой. |
7. | Какой жанр является изображением картин природы? | пейзаж |
Раздел «Декоративно-прикладное искусство» | ||
1 игра | ||
1. | Лоскутный узор это? | Курак |
2. | Какие кыргызские изделия выполнены в технике мозаике? | Шырдак Ала-кийиз |
3. | Почему кукла-мотанка так называется? | Потому что она не сшивается, а заматывается от начала и до конца |
4. | В какой технике выполняется чий куурчак? | Технике сматывания (мотанка) |
5. | Как называются нитки для вышивания? | Мулине |
6. | Витраж – это? | а) каменная скульптура; б) древний деревянный храм; в) цветные стекла, заполнившие пространство окна. |
7. | Традиционные мотивы кыргызских орнаментов | (мүйүз) (рога), «Кыял» (мечта, фантазия),Карга тырмак (когти вороны) |
Раздел «Декоративно-прикладное искусство» | |||
2 игра | |||
1. | Художественная роспись ткани? | Батик | |
2. | Чем отличается декупаж от визажа? | Декупаж — декорирование узорчатыми бумажными салфетками и другими материалами, визаж — декорирование путем заливки красками внутри контурных поверхностей | |
3. | Илме, чираш, коптурмо, гладь, крестик, французский узелок- это? | Виды вышивки | |
4. | Что такое орнамент? | Это большой узор, построенный на чередовании в определенном порядке | |
5. | Перечислите материалы необходимые для плетения объемной игрушки из бисера? | Бисер, проволока, схема | |
6. | Как называется специальное приспособление для натягивания ткани для вышивания? | Пяльцы | |
7. | Коллаж – это? | а) искусство красивого и выразительного письма; б) изображение ежедневной бытовой жизни на греческих вазах; в) совмещение различных материалов в одной работе путем наклеивания. | |
Раздел «Декоративно-прикладное искусство» | |||
Финал | |||
1. | Самый популярный материал используемый в народных промыслах кыргызов. | а) дерево; б) войлок; в) камень; г) шелк | |
2. | Какое из перечисленных понятий основано на ритмическом повторении каких-либо элементов, мотивов? | а) портрет; б) орнамент; в) колорит; г) формат | |
3. | Древнее искусство складывания фигурок из бумаги? | · оригами | |
4. | Может ли быть вышивка по счету? | · да, вышивка крестиком | |
5. | По реке простыне плывет пароход А за ним такая гладь, ни морщинки не видать? | Утюг | |
6. | Из чего делают шерстяную ткань? | Из шерсти животных | |
Раздел “Скульптура” | |||
1 игра | |||
1. | Какая самая большая скульптура в мире? | «Весенний Будда» в Китае 128м. | |
2. | Как называется скульптурная картина? | Барельеф | |
3. | В живописи изображения пишут, в графике рисуют, а в скульптуре? | · Вырезают, высекают, лепят | |
4. | Кто из великих скульпторов сказал: «Беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее»? | · Микеланджело | |
5. | Как называется материал, который после обжига, приобретает твердость камня? | · Глина | |
6. | Как называется изображение человека или группы людей в произведении скульптуры? | · Портрет | |
7. | Скульптура, изображенная с самого себя? | · Автопортрет | |
Раздел “Скульптура” | |||
2 игра | |||
1. | Лучший пластический скульптурный материал, созданный самой природой. | · Глина | |
2. | Имена авторов создавших Архитектурно-скульптурную композицию Манас перед входом в Национальную филармонию? | · Скульптор Тургунбай Садыков, архитектор Александр Печенкин | |
3. | Как называется торжественно украшенный вход? | · Изразцы | |
4. | Инструмент скульптора используемый при лепке? | · стек | |
5. | Какой самый вечный и доступный скульптурный материал? | · Камень. | |
6. | Что нужно сделать с глиной чтобы она не раскисала при контакте с водой? | · Обжечь | |
7. | Какая самая большая скульптура в мире? | «Весенний Будда» в Китае 128м. | |
Раздел “Скульптура” | ||
Финал | ||
1. | Автор греческой скульптуры «Дискобол» | · Мирон |
2. | Что из перечисленного является видом скульптуры? | · а) фреска · б) станковая · в) книжная · г) марина |
3. | Скульптор и живописец, который был признан при жизни, был признан современниками великим? | · Микеланджело. |
4. | Что изображено на греческих вазах? | · Ежедневная бытовая жизнь греков |
5. | Как называется вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму и выполняются из твердых или пластических материалов? | Скульптура |
6. | Как называются произведения выполненные на станке, рассчитанные на восприятие с близкого расстояния | Станковая скульптура
|
7. | Стол на трех или четырех ножках с вращающейся столешницей регулируемой по высоте? | Скульптурный станок |
Картины для третьего тура
«Пазлы»
Пазлы. 1-ая игра
Пазлы. 2-ая игра
Пазлы. Финал
Картины для четвертого тура
«Черный квадрат»
Черный квадрат. 1-ая игра
Черный квадрат. 2-ая игра
Черный квадрат. Финал
Приложение 7
Оценочный лист
Республиканского интеллектуального конкурса «Эрудит», 29 ноября 2017 года
1 Игра
ФИО жюри___________________________________________
Подпись члена жюри __________________________________
Приложение 8
Программа
Республиканской интеллектуальной телеигры
знатоков изобразительного искусства «Эрудит»
27ноября 2017 г. |
Прибытие участников телеигры в г.Бишкек, встреча и расселение |
Собрание участников. Жеребьевка. |
Подготовка участников к игре |
28ноября 2017 г. |
Экскурсии: 1) Кыргызский национальный музей изобразительных искусств им.Г.Айтиева 2) Кыргызский государственный исторический музей / Мемориальный комплекс Ата-Бейит 3) Просмотр кинофильма в кинотеатре |
Репетиция телеигры в Общественной телерадиовещательной компании (ОТРК) |
Подготовка участников к игре |
29ноября 2017 г. |
Съемки телеигры в ОТРК |
Экскурсия по ОТРК. Запись в студии детского радио «Балдар FM» в передаче «Бал суроо» |
Съемка финала телеигры в ОТРК. Награждение победителей. |
30ноября 2017 г. |
Отъезд участников телеигры |