Министерство образования и науки Кыргызской Республики

Республиканский учебно-методический центр эстетического воспитания «Балажан»

КОНЦЕПЦИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ВНЕШКОЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г. Бишкек, Кыргызстан

 

Структура

 

1.Введение.

1.1. Актуальность и предпосылки

1.2. Нормативно-правовая база разработки Концепции

  1. Состояние и проблемы художественно-эстетического образования и воспитания детей во внешкольных организациях дополнительного образования  детей и молодежи  Кыргызской Республики

 2.1. Цель и задачи    художественно-эстетического образования и воспитания.

2.2. Принципы и пути реализации концепции художественно-эстетического образования.

  1. Основные направления художественно-эстетического образования и воспитания детей

3.1. Основные требования к организации художественно-эстетического образования и воспитания детей.

3.2.Этапы реализации Концепции
       3.3. Мониторинг и оценка внедрения Концепции

  1. Ожидаемые результаты реализации Концепции
  2. Список литературы
  3. План мероприятий (Приложение №1)

«Творческий ребенок – будущее Кыргызстана»

 

1.ВВЕДЕНИЕ

1.1. Актуальность и предпосылки:

Художественно-эстетическое  образование и воспитание как комплексный подход к развитию личности.

Актуальность разработки Концепции художественно-эстетического образования  и воспитания  детей в системе  внешкольного  дополнительного образования Кыргызской Республики диктуется необходимостью создания целостной системы художественно-этетического образования и воспитания детей в новых социально-экономических условиях, построения образовательно-воспитательного процесса, адекватного интересам и потребностям учащихся, обучающихся в центрах и домах творчества, и их родителей, обеспечения качества образования.

Согласно Стратегии развития образования на 2012-2020 годы, система образования должна обеспечивать конкурентоспособность и экономическое процветание страны, а также способствовать повышению стоимости и качества человеческого капитала.

Известно,  что общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений. На этом фоне главная цель современного образования в стране — воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина нашей страны, сохранение и развитие культурной самобытности, поддержание национального своеобразия и многообразия культур.

Поставленную цель можно решить предоставив подрастающему поколению полноценное художественно-эстетическое  воспитание, основа которого – многовековая традиция образования и воспитания в Кыргызстане, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях народов страны.

Проблемы художественного образования в мире, создание творческого потенциала для XXI века с новой силой и значимостью были подняты на всемирных конференциях по образованию в области искусства, прошедшие в марте 2006 г. в Испании, Лиссабоне и в мае 2010 года в Сеуле. Было подчеркнуто, что обучение через искусство в образовании всех ступеней может привести к более качественному изучению различных предметов и дисциплин и развитию компетентностей в различных областях и профессиях, что будет способствовать социально-экономическому, культурному прогрессу современного общества.  Сохранение культурного наследия во всех его формах, а также содействие культурному разнообразию являются важнейшими приоритетами ЮНЕСКО в области культуры.

Особые возможности художественно-эстетического  образования и воспитания определяются направленностью на формирование внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика, выражает и формирует отношение ребенка к самому себе. Это требует не только новых организационных форм, теоретических и методических разработок, но и ломки устоявшихся стереотипов в сознании работников системы образования и широкой общественности. Но сегодня в художественно-эстетическом образовании укоренилась бессистемность, отсутствие творческой деятельности детей, единых принципов преподавания. Не понимая целей и роли художественного образования, сегодня в  школах из года в год сворачивается преподавание предметов художественного цикла искусств  в учебных планах. На изобразительное искусство и музыку в современной начальной школе отводится 9.45% учебного времени, а в последующих классах — 3.7%. В старших классах (в период нравственных исканий, активного формирования мировоззрения и самосознания, обострения потребности в идеалах) — этих предметов вообще нет. Согласно базисного учебного плана уроки литературы с 5 по 11 класс занимают 4.6% общего количества часов.

Большинство школьных предметов, считающихся основными, в настоящее время не могут целенаправленно воспитывать личность. Преподавание предметов художественного цикла должно начинаться с детского сада, непрерывно продолжаясь в средней общеобразовательной школе и в вузе, независимо от профиля. Художественное развитие школьников не должно ограничиваться рамками урока, необходимо включение в программы экскурсии в музеи (архитектурные, художественные, мемориальные, литературные и т.д.), занятия в кружках и студиях, художественно-эстетическое совершенствование своего ближайшего окружения (домашнего интерьера, класса, школы). Установлено, что в процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции:  память, особенно  зрительная и музыкальная, синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию  ребенка и повышению качества знаний. Следствием этого становится развитие художественно-эстетических способностей детей, художественно-образного творческого мышления, воображения,  ценностных критериев, а также приобретение специальных знаний и умений.

Необходимо особо отметить, что наиболее системно, последовательно и глубоко художественно-эстетическое  образование и воспитание личности  происходит в сфере внешкольного дополнительного образования детей и молодежи, которая  раскрывает способности и таланты молодых кыргызстанцев, готовит их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем художественно-эстетического образования и  воспитания, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность, предоставляет более обширные, возможности для самоопределения,  решает вопросы детской занятости и организации их досуга, компенсирует «пробелы» общего образования, создает благоприятные условия для развития творческих и профессиональных интересов обучающихся в самых разнообразных областях искусства.

Значимо воспитательное значение художественно-эстетического образования и воспитания в формировании основ патриотизма: дети проникаются любовью к родной природе, родному краю, городу, гордятся результатами труда своих родителей,  приобщаются к понятию Родины.

Взаимосвязь компонентов художественно-эстетического направления в Концепции  рассматривается с позиции компетентностного подхода, при котором образованность ребёнка определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся способностей, знаний и умений.

При таком подходе в центре внимания  художественно-эстетического образования и воспитания  актуальным становится формирование следующих ключевых компетентностей:

  — способности, позволяющие ребёнку эффективно действовать не только в художественно-эстетической, но и в других сферах деятельности;

— способности, которые помогают действовать ребёнку в самостоятельном поиске решения задач, алгоритмов и способов решения, оценке полученных результатов, направленные на решение возникающих проблем, актуальных для детей того или иного возраста;

— формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных стран и народов;

-формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности;

-формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.

 Разработка  и внедрение   Концепции художественно-эстетического образования  и воспитания  детей направлена на создание целостной системы художественно-этетического образования и воспитания детей, в которой цели и задачи, пути их реализации представляют собой комплекс взаимосвязанных положений и принципов, адекватных интересам и потребностям учащихся и родителей, позволяют поддерживать высокий уровень развития творческого потенциала, приобрести знания и навыки художественно-эстетического направления, необходимые для использования открывающихся возможностей и полноценного участия детей в жизни общества. 

1.2. Нормативно-правовая база разработки Концепции

Концепции художественно-эстетического образования  и воспитания и воспитания  детей в системе  внешкольного  дополнительного образования Кыргызской Республики  разработана   в соответствии со следующими законодательно-нормативными документами:

Конституцией Кыргызской Республики;

Законом Кыргызской Республики «Об образовании»;

Концепцией развития образования до 2020 года и приоритетах развития образования, зафиксированных в Стратегии развития образования на 2012-2020 годы и планах действия по ее реализации;

Концепцией воспитания школьников и учащейся молодежи  Кыргызской Республики до 2020 года;

Концепцией укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике;

Концепцией молодежной политики Кыргызстана;

Указом Президента Кыргызской Республики «О мерах по формированию гражданственности и углублению изучения исторического и культурного наследия народа Кыргызстана и формирования гражданского патриотизма» (27.01.2012 г.);

Концепцией художественного образования  ЮНЕСКО

и другими  документами концептуального и стратегического характера.

  1. Состояние и проблемы художественно-эстетического образования и воспитания детей во внешкольных организациях дополнительного образования  детей и молодежи  Кыргызской Республики.

Художественно-эстетическое образование и воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, овладения художественной культурой своего   народа    и человечества,   один из важнейших способов развития и 

формирования целостной личности, ее духовности, творческой 

индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства. 

 В структуру художественно-эстетического образования детей в дополнительном образовании входят: художественное образование, основанное на «формировании любви к искусству и потребности в общении с произведениями искусства» и эстетическое воспитание как «формирование способности к пониманию и переживанию прекрасного во всех сферах жизнедеятельности».

Художественно-эстетическое направление в системе дополнительного образования детей страны является массовым, и его основная цель заключается не  в воспитании музыканта, танцора, художника и т.д., а воспитание гармоничной личности в целом, осуществляемое средствами искусства.

Отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов нормативной регламентации, позволяет создавать необходимую вариативность и обновляемость образовательных и воспитательных программ.

Система  художественно-эстетического образования и воспитания детей   и молодежи  в стране представлена студиями, кружками, кружками  по изобразительному, декоративно-прикладному, хореографическими ансамблями, вокальными, театральными студиями, музыкально-инструментальными ансамблями  и другим видам искусства, действующими  на базе  республиканских, областных, городских и районных центров и домов детского творчества, общеобразовательных школ, музыкальных, художественных школ, школ искусств.

Для развития творческих способностей, организации содержательного досуга,  занятости детей и подростков во внеурочное время в республике  функционирует  74 внешкольных организаций,  в различных кружках которых занимается около 70 тыс. детей, включая детей из  социально незащищенных слоев населения.

За последние годы значительно улучшился имидж и возросла востребованность внешкольных организаций дополнительного образования, что  способствовало увеличению числа детей, посещающих кружки и студии в два раза (прием в студии и кружки вырос с 17047 человек в 2010 году до более, чем 30 тысяч в 2017 году).

Анализ контингента обучающихся во внешкольных организациях свидетельствует о том, что программы художественно-эстетической направленности довольно востребованы. Так,  около 75 % опрошенных родителей  отдают приоритет ценности высокому уровню художественно-эстетического образования и общекультурного развития, оздоровления детей, их социального и волевого развития.  Проведенные исследования во внешкольном дополнительном образовании показали рост числа вовлеченности детей в кружки и студии художественно-эстетического цикла за последние 5 лет. Так, количество  данных кружков и студий  возросло с 567 в 2010 году до 939 по итогам 2016-2017 учебного года.

В целом, по республике художественно-эстетическую деятельность осуществляют  939 кружков и  студий, в них 3756 объединений, в которых занимается   39148  ребенка, что составляет 58,6 % от общего числа всех занимающихся детей во внешкольных организациях республики, в том числе по направлениям:

— изобразительное искусство 158 кружка с охватом 7700 детей;

-народно-прикладное  и декоративно-прикладное искусство — 300 кружков с охватом 11074 детей;

-хореография -138  кружков с охватом 9218 детей;

-вокал- 64 кружка с охватом 1969  детей;

-народные музыкальные инструменты -121 кружок  с охватом 4201    детей;

-литературно-поэтическое, журналистика-27 кружков с охватом  863 ребенка;

-сказание и изучение эпоса “Манас”  — 25 кружков с охватом  663 ребенка;

 -театральное искусство-60 кружков с охватом  1858  детей;

 -художественное чтение и сценическая речь — 29 кружков с охватом 826 детей;

 -цирковое искусство- 5 кружков с охватом 215;

-хоровое исскуство- 12 кружков с охватом 561 ребенок.

Необходимо отметить  увеличение  участников из года в год, как на  занятиях кружков и студий, так и в конкурсах и фестивалях    в Ошской, Джалал-Абадской, Баткенской, Таласской областях на 32%.

Данная статистика является подтверждением востребованности и значимости формирования творческого мышления, воображения,  ценностных критериев для воспитания личности, обладающей специальными компетентностями и подготовленной к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

 Заметно увеличилась мотивация детей и семей к участию в различных конкурсных мероприятиях. Об этом свидетельствуют следующие показатели: если в 2010-2011 учебном году в районных, городских, республиканских, международных конкурсах и фестивалях музыкально-сценического направления приняло участие около 3500 детей, в выставках изобразительного искусства и прикладного творчества 3200 детей, то в 2017-2018 учебном году более 17000 детей стали участниками и победителями данных мероприятий. Заметны достижения детей на международных конкурсах по изобразительному искусству. Эти достижения   стали возможны  также и  в результате  сотрудничества с Кыргызским музеем изобразительных искусств и проведения мастер-классов для  обучающихся в студиях  изобразительного искусства  Народным   художником Кыргызской Республики  Ю. Шыгаевым, схудожником Настар Мамаем и другими.

Надо отметить, что участие и победы детей в международных конкурсах, фестивалях возросло на 62 %. Ежегодно более 4500 детей со всех уголков Кыргызстана становятся участниками и победителями конкурсов в Турции, Индии, Китае, Казахстане, России и других странах.

Положительная динамика наблюдается в открытии традиционных детских объединений: за последние пять лет в стране созданы 22 ансамбля народного и современного танца, 28 фольклорных инструментальных ансамблей,  открыты 32 кружка и студии вокального исполнения,  19 -театрального искусства, 52 кружка изобразительного искусства, около 200 кружков народного прикладного творчества. Новой волной стало открытие кружков сценической речи — 21 кружок.

Ответом на растущий спрос стало увеличение количества реализуемых дополнительных образовательных программ, а также  открытие новых направлений в кружковой  и студийной деятельности и привлечение к работе с детьми специалистов – профессионалов высокого класса. Так, в 2016-2017 учебном году открыты и успешно выполняют задачи художественно-эстетического образования и воспитания  Детские  школы вокала Народного артистка КР У. Полотова ( г. Бишкек), Народного артиста КР   А. Бедиярова (г. Джалал-Абад), студия аранжировки и композиции заслуженного работника культуры Саламатова Т. ( г. Бишкек), студии и кружки сценической         речи, поэзии, детские модельные агентства, архитектуры и дизайна,  пескографии ( г. Бишкек, г. Талас), холодного фарфора (г. Балыкчи). Введены интегрированные программы художественно-эстетического направления. В танцевальных, хореографических кружках введены занятия по дизайну танцевальных костюмов, в вокальных объединениях — занятия хореографией, в кружках декоративно-прикладного творчества в единую программу объединены курсы «курак», «чий», «терме,» «войлок» и  т.д.  

 Этому способствуют  такие   проекты,   разрабатывающиеся и реализующиеся в сфере художественно-эстетического развития, как межрегиональный конкурс вокалистов и сольных исполнителей танца «Я Кыргызстанец, и этим я горжусь» (если  в 2015 году- 3565 участников, то  в 2017 году  8521 участник), Международный этно-карнавал «Иссык-Куль собирает друзей» (сравнительно: 2007 г. -152 участника, 2018г.- 680 участников),  Международный слет «Иссык-Куль глазами детей» ( 2010 г.-112 участников, 2018 год-370 участников),  Международный фестиваль «Дружат дети Востока», телевизионная интеллектуальная игра знатоков изобразительного искусства «Эрудит», Международный конкурс детского рисунка и прикладного творчества «Узоры и орнаменты народов мира», Международный конкурс народного прикладного творчества “Ярмарка кукол”, Международный конкурс детского рисунка “ Мы есть то, что мы помним и ждем…”  по произведениям Ч.Айтматова и другие.

С  2002 года в студиях художественно-эстетического цикла  внешкольных организаций прошли обучение более 1500 детей. Программа «Социализация детей с особыми образовательными потребностями средствами искусства» позволила привлечь свыше 200 детей, не имеющих возможность посещать общеобразовательные школы,  в кружки, студии и секции вокала, танцев, сценической речи, прикладного и изобразительного творчества, циркового искусства, театра и другие. Программы художественно-эстетического  образования и воспитания сегодня реализуются во внешкольных организациях, детских садах, Доме малютки, специальных школах-интернатах, реабилитационных центрах.

Расширяется применение новых педагогических технологий, таких как  проектные, интерактивные, тренинговые, информационно-коммуникативные, мастерские, и др.

Обновлены учебные планы и программы, разработанные на компетентностной основе,  выпущено  17 учебно-методических пособий по организации учебно-воспитательного процесса художественно-эстетического цикла.   Около 30%  обучающихся, получив предпрофессиональную подготовку во внешкольных организациях, поступают в вузы для продолжения обучения по художественно-эстетическому направлению. В целях создания необходимых педагогических условий для учебно-воспитательного процесса, с  2010 года лучшие методические разработки, рекомендации, программы  педагогов республики размещаются на веб-сайте www.balajan.kg .

  Неизменно высокий спрос общеэстетического, хореографического, вокального, изобразительного и других направлений и объединений  свидетельствует  об эффективности работы педагогов и  является подтверждением значимости реализуемой программы развития художественно-эстетического образования и воспитания в стране. За последние годы наблюдается   приток   во внешкольные организации молодых специалистов по данным направлениям, и с 2010 года более чем в 5 раз снизилась потребность в педагогических кадрах (от 920 тысяч до 184 чел.), а в значительном большинстве районов и городов внешкольные организации дополнительного образования полностью укомплектованы  педагогическими кадрами. 

Научно-теоретические  и методико-технологические основы   развития художественно-эстетического образования и воспитания определяются  на  ежегодных международных  научно-практических конференциях и круглых столах. Стало системой проведение республиканских семинаров,  мастер-классов, тренингов,  круглых столов, обмен опытом работы, которые способствуют  повышению квалификации педагогов,    улучшению качества и доступности кружков и студий художественно-эстетического цикла.

Впервые  в 2017 году в Республиканском институте повышения и переподготовки педагогических работников в программы курсов повышения квалификации включены курсы  педагогов ИЗО, прикладного творчества, а в 2018 году еще и педагогов-хореографов, методистов, директоров заместителей  директоров по  учебно-воспитательной работе. Разработанные и апробированные учебно-методические комплексы и модули РУМЦЭВ «Балажан» для проведения данных курсов дают свои заметные позитивные результаты в повышении качества учебно-воспитательного процесса.

Несмотря на  достигнутые  результаты,  наметившуюся  позитивную  тенденцию увеличения числа и расширения спектра направлений студий и кружков, конкурсных мероприятий (олимпиад, фестивалей, конкурсов, слетов, соревнований, акций), в регионах страны пока не обеспечен необходимый уровень системности проводимой работы по художественно-эстетическому направлению, позволяющему реализовать ее потенциал, выявления талантливых детей, и мониторинга эффективности работы организаций дополнительного образования.

На  современном этапе развития художественно-эстетического образования детей существуют проблемы, среди которых обозначены следующие:

-вследствие недооценки роли и значения художественно-эстетического образования  в вопросах  формирования гармонично развитой творческой личности, способной максимально реализовать себя в различных  видах деятельности и дефицита  бюджетных средств  охват внешкольным образованием составляет всего 7,8 % от общего количества учащихся республики (Концепция воспитания школьников и учащейся молодежи КР до 2020 года).

-отсутствие республиканских и региональных программ развития сети  кружков, студий, секций  художественно-эстетического цикла  во внешкольных организациях дополнительного образования, механизмов обеспечения доступности художественно-эстетического образования детей и  подростков,   ограниченный доступ к занятиям в кружках художественно-эстетического  цикла  детей из сельской местности;

-несоответствие нормативно-методической базы  целям и задачам внешкольных организаций дополнительного образования по художественно-эстетическому образованию, определенных современными Стратегиями и    Концепциями образования и воспитания;

-недостаточное программное  и учебно-методическое обеспечение  содержания,  новых организационных форм, методов и технологий  художественно-эстетического образования, новых механизмов оценки результатов образования и воспитания детей;

-недостаточная укомплектованность внешкольных организаций квалифицированными  педагогическими  кадрами, имеющими базовую подготовку  по  художественному направлению   и педагогическое образование (педагоги  дополнительного образования — музыканты, художники, танцоры и т.д. являются высококвалифицированными специалистами своей отрасли, но не имеют базового педагогического образования, что  ведет к снижению качества как воспитательной,  так и образовательной деятельности).

-отсутствие подготовки педагогов по художественно-эстетическим направлениям для внешкольного  дополнительного образования в системе высшего и среднего профессионального образования; 

-неразработанность условий и показателей  эффективности деятельности руководителя и педагогов организаций дополнительного образования детей, критериев формирования и финансового обеспечения  по реализации художественно-эстетического образования дополнительного образования детей;

-слабая материально-техническая база: в основном  ВОДО находятся в приспособленных зданиях (с кабинетами малой квадратуры), 14%  ВОДО не имеют здания вообще или располагаются в 2-3 кабинетах общеобразовательных школ;

-низкое ресурсное и финансовое  обеспечение дополнительного образования детей  по художественно-эстетическому образования: устаревшая материально-техническая база — мебель, отсутствие компьютеров  и оргтехники, интернета, наглядных пособий, подключение к сети интернета.

  2.1.  Цель  художественно-эстетического образования и воспитания

Главная цель Концепции —  воспитание гармоничной личности с ярко выраженной мотивацией к познанию мира, самореализующейся в сфере художественно-эстетического творчества и других областях гуманитарной деятельности, формирование общей художественной одарённости как основы развития специальных способностей, приобщение  детей и подростков  к эстетическому преобразованию окружающей действительности посредством художественно-эстетической деятельности, ко всему богатству культурных  ценностей с учётом специфики и возможностей Кыргызстана.

 Задачи  художественно-эстетического образования и воспитания:

-развитие художественно-эстетического образования и воспитания как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству, спорту и эффективное использование его потенциала;

-предоставление  детям  и молодежи условий для развития личностно- творческого потенциала путём знакомства их с основными видами художественно-эстетического творчества, связанных с музыкальным звуком, линией, цветом, движением, танцем, словом, графическими и художественными программами и др.,

-разработка и     внедрение   наиболее целесообразных  педагогических условий, способствующих  повышению эффективности процесса художественно-эстетического образования и воспитания в школах и  внешкольных организациях страны на основе интеграции разнообразных форм художественно-творческой деятельности (музыкальной, хореографической, театральной, изобразительной и др.),  как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;

-формирование интересов и потребностей в искусстве, развитие изобразительных умений и навыков, художественных, эстетических чувств, вкусов, способностей, потребностей, знаний к оценке художественных произведений, ценностного отношения к народному искусству, историко-культурным традициям своей страны, стремления к их творческому освоению, сохранению и развитию;

-разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в художественно-эстетическом образовании и воспитании, диагностика мотивации достижений личности;

-повышение вариативности, качества и доступности, обновление содержания художественно-эстетического образования и воспитания в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;

-использование возможностей, художественно-эстетической деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей и подростков  посредством внедрения современных методик арт-терапии;

-привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;

-формирование культуры межнационального общения через изучение художественных традиций народов Кыргызстана и мира;

-повышение профессиональной квалификации и компетентности педагогов художественно-эстетического цикла.

2.2. Принципы и пути реализации концепции художественно-эстетического образования

Внедрение данной Концепции предполагает комплекс условий, основными из которых являются:

-формирование на государственном уровне отношения к художественно-эстетическому  образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для развития кыргызстанского общества;

— взаимодействие органов  управления образованием  и культурой по художественно-эстетическому циклу  на региональном и республиканским уровнях на основе социального партнерства и межведомственных координационных планов и программ;

— совершенствование правового статуса и нормативной базы (принятие Типового положения о внешкольной организации дополнительного образования детей и молодежи, разработка типовых программ дополнительного образования и  др.) деятельности внешкольных организаций дополнительного  образования в общей системе образования страны;

— сохранение и развитие сложившейся системы художественно-эстетического образования и воспитания;

-проведение социально-экономических и социологических исследований для выявления состояния и динамики развития художественно-эстетического образования и воспитания детей и молодежи, и художественной культуры общества;

— непрерывное обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов художественно-эстетического образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений;

— усиление роли внешкольных организаций в художественно-эстетическом образовании и воспитании детей и молодежи, увеличение количества часов и перечня образовательных программ по видам искусства;

-разработка целостной методической системы непрерывного художественно-эстетического образования и воспитания детей и молодежи;

— разработка и внедрение критериев оценки эффективности функционирования художественно-эстетического образования и воспитания детей и молодежи,  системы мониторинга и оценки деятельности внешкольных организаций для укрепления механизмов гарантии качества во всех регионах страны;   

-обеспечение эффективного распределения финансовых средств на основе минимальных стандартов бюджетного финансирования с учетом дифференцированного подхода к условиям обучения внешкольных организаций;

— повышение качества и развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с учетом реальных общественных потребностей, новых тенденций в развитии художественно-эстетического образования и воспитания детей и молодежи;

 -разработка, апробация и внедрение квалификационных требований к педагогу дополнительного образования;
 —  создание условий для привлечения в сферу дополнительного образования детей молодых специалистов, их профессионального и творческого развития;
— расширение возможностей для работы в организациях дополнительного образования талантливых специалистов, в том числе в областях искусства, техники и спорта, не имеющих педагогического образования;
 — внедрение системы оценки достижений педагогов дополнительного образования как инструмента оценки качества профессиональной деятельности и средства, самообразования, самосовершенствования, самооценки личности педагога;
-социальное партнерство:  подключение родителей, айыл окмоту, гражданского сектора, СМИ, ТВ в широкий процесс по распространению опыта, пропаганде значения и важности художественно-эстетического образования и воспитания в обучении и творческом становлении детей и молодежи;

— существенное укрепление материально-технической базы внешкольных организаций дополнительного  образования, разработка мер по материальному стимулированию и достойной оплате труда преподавателей художественно-эстетических  дисциплин;

— повышение роли современных информационных средств и технологий в художественно-эстетическом образовательном процессе.

  1. Основные направления художественно-эстетического образования и воспитания детей.

3.1. Основные требования к организации художественно-эстетического образования и воспитания детей:

осуществление художественно-эстетического образования и воспитания на уровне, обеспечивающем его высокое качество (эффективность /результативность);

соответствие содержания, форм и методов художественно-эстетического образования и воспитания его целям и задачам;

системность и единство педагогических требований;

реализация концептуальных подходов к художественно-эстетическому образованию и воспитанию;

создание условий для развития творческих способностей детей, включение их в различные виды социально значимой деятельности;

преемственность, непрерывность и последовательность реализации содержания художественно-эстетического образования и воспитания с учетом возрастных и индивидуально-личностных, гендерных особенностей детей и учащейся молодежи, их здоровья, потребностей и интересов;

профилактика противоправного и небезопасного поведения, зависимостей, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении;

активное привлечение родителей к совершенствованию  содержания, методов, форм образовательного процесса художественно-эстетического цикла;

совершенствование методического сопровождения и обеспечения образовательного процесса (разработка новых педагогических подходов, технологий, программ, коррекция учебных программ), непрерывное обновление содержания, форм и методов художественно-эстетического образования  и воспитания; 

включение вопросов художественно-эстетического образования и воспитания в переподготовку и повышение квалификации  педагогических работников всех уровней системы образования.

3.2.Этапы реализации Концепции

 Реализация Концепции будет осуществляться в 2 этапа: I этап — 2018-2020 годы и II этап – 2021-2022 годы.
 На I этапе планируется разработка плана мероприятий по реализации Концепции, а также создание механизмов ее реализации.
  По приоритетным направлениям Концепции будут разработаны и реализованы в регионах страны пилотные проекты художественно-эстетического образования и воспитания детей и молодежи.
  На II этапе будет продолжено выполнение плана мероприятий по реализации Концепции, региональных программ развития художественно-эстетического образования и воспитания детей и молодежи. Будет осуществляться распространение лучших практик реализации Концепции.
 Финансирование плана мероприятий по реализации Концепции будет осуществляться из разных источников, в том числе за счет средств бюджетов всех уровней и частных инвестиций.
 Начиная с I этапа Республиканским учебно-методическим центром эстетического воспитания «Балажан» будет проводиться постоянный мониторинг реализации Концепции и оценка ее эффективности, степени достижения ожидаемых результатов.

3.3. Мониторинг и оценка внедрения Концепции

Мониторинг и оценка выполнения Концепции и разработанного на ее основе Плана действий будут проводиться с периодичностью один раз в полугодие.

На основании данных мониторинга будет оцениваться эффективность внедрения Концепции   во внешкольных  организациях дополнительного образования Кыргызской Республики. На основании полученных результатов будут приниматься решения по повышению эффективности действий, улучшению координации с исполнителями и партнерами.

  1. Ожидаемые результаты реализации Концепции
     Реализация Концепции обеспечит к 2022 году следующие результаты:

  -повысится удовлетворенность детей и молодежи  и их семей качеством художественно-эстетического образования и воспитания, охват составит не менее 75 процентов детей в возрасте от 3 до 18 лет художественно-эстетическим образованием и воспитанием во внешкольных организациях дополнительного образования;

-сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми дополнительных программ художественно-эстетического образования и воспитания на основе собственных интересов и увлечений;
— созданы условия и сформированы компетенции в целях саморазвития, профессионального самоопределения и продуктивного досуга;
 — сформирована у молодого поколения гражданская позиция, патриотизм;
 -повышена конкурентоспособность обучающихся и выпускников внешкольных организаций на основе высокого уровня полученного художественно-эстетического образования и воспитания, сформированны личностные качества и социально значимые компетенции.
-сформированы механизмы финансовой поддержки художественно-эстетического образования и воспитания во внешкольном дополнительном образовании;

 -будут реализованы модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, одаренными детьми;
 -обеспечено высокое качество и обновляемость художественно-эстетического образования и воспитания за счет привлечения квалифицированных кадров, сочетания инструментов государственного контроля, оценки качества и саморегулирования;
 -будут отработаны эффективные механизмы стимулирования и поддержки непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров;
 -созданы благоприятные условия и разработаны инновационные образовательные программы художественно-эстетического образования и воспитания детей и молодежи;
 -улучшена инфраструктура внешкольных организаций дополнительного образования, удовлетворяющая общественным потребностям в художественно-эстетическом образовании и воспитании, физическом развитии и оздоровлении детей.
— сокращены асоциальные проявления среди несовершеннолетних, снижены масштабы распространения в подростковой среде курения, алкоголизма, наркомании, игромании;

  1. Список литературы

Алимбеков, А. Формирование у будущих учителей готовности к эстетическому воспитанию младших школьников на прогрессивных традициях народной педагогики (На материале педвузов Киргизии)  [Текст] : дис…канд. пед. наук / Б.  Азимбаев. –  М.,1990. –   255 с.

Азимбаев, Б. Формирование этнического самосознания старшеклассников на примере традиций и обычаев кыргызского народа [Текст] : дис… канд. пед. наук / Б.  Азимбаев. –  Бишкек, 2007

Асипова, Н.А. Научно-педагогические основы формирования культуры межнационального общения школьников [Текст]: дис… докт. пед. наук: 13.00.01 / Н.А. Асипова. – Алматы: АГУ им. Абая, 1998.

Березина, В.А. Основные тенденции и механизмы развития дополнительного образования детей на современном этапе [Текст] / В.А. Березина // Диалог в образовании.  Сборник материалов конференции. Серия «Symposium». Выпуск 22. – СПб.: Санкт- Петербургское философское общество, 2002.

  1. Болджурова И.С. Художественное образование: некоторые вопросы теории и педагогической деятельности: Материалы Международного круглого стола «Проблемы и перспективы художественного образования»/ Под ред. Д.С.Мусиной.-Кыргызстан, 2015.

Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл.редактор Прохоров А.М. – М., 1991.

Гурова, Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации [Текст] / Р.Г. Гурова // Педагогика. –   2000. –   № 10.

Гущина, Т.Н. Формирование методической компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации [Текст] : дис… канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.Н. Гущина. – Ярославль, 2001. – 252 с. 

Данные паспортов внешкольных организаций дополнительного образования за 2010-2017 учебные годы [Текст].

Дюшеева, Н.К. Компетенции и результаты обучения [Текст] / Н.К. Дюшеева // Высшее образование в Кыргызской Республике. – Б., 2013. –  № 3/21. – С. 41-42.

Закон Кыргызской Республики «Об образовании» [Текст] / статьи 17, 18  // Бишкек, от 30 апреля 2003. – №92.

Закон Кыргызской Республики «Об основах государственной молодежной политики» [Текст] / Бишкек, от 31 июля 2009. – № 256.

Конституция Кыргызской Республики. Принята референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010. Статья 24.

Концепция  воспитания школьников и учащейся молодежи Кыргызской Республики до 2020 года. Приказ МОН КР от 22 июля 2014 года № 545/1. – С.11., раздел 6, раздел 7, раздел 8.

Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2020 года постановление Правительства КР от 23 марта 2012 года № 201, раздел 1.

  1. Мусина Д.С. Подходы ЮНЕСКО к художественному образованию: Материалы Международного круглого стола «Проблемы и перспективы художественного образования»/ Под ред. Д.С.Мусиной.-Кыргызстан, 2015.
  2. Рожков, М.И. Событийный подход к патриотическому воспитанию молодежи [Текст]: Материалы ΙV Международной научно-практической конференции «Гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения в системе дополнительного образования» / М.И. Рожков. – [Б.], 2015. – С. 15.
  3. Стратегия развития образования в Кыргызской Республике на 2012-2020 годы //Постановление Правительства КР от 23. 03.2012, № 201.
  4. Типовое положение о внешкольном учреждении дополнительного образования детей Кыргызской Республики. Утверждено приказом Министерства образования, науки и культуры Кыргызской Республики от 24 ноября 1997 года N 507
  5. Указ Президента Кыргызской Республики «О мерах по формированию гражданственности и углублению изучения исторического и культурного наследия народа Кыргызстана и формирования гражданского патриотизма» [Текст]: 27.01.2012.
  6. «Художественное образования в странах СНГ: развитие творческого потенциала в XXIвеке». ЮНЕСКО, 2013
  7. 22. Хуторский, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы [Текст] / А.В. Хуторский // Нар.образование. – 2003. – № 2. – С. 60.
  8. 23. Кыргызское декоративно-прикладное искусство неразрывно связано с потребностями и вкусами кыргызов, в прошлом кочевников. http://kyrgyzstantravel.net/culture/handicraft-ru.htm

 

  1. План мероприятий

Приложение №1

План мероприятий по реализации Концепции художественно-эстетического образования и воспитания Республиканского учебно-методического центра эстетического воспитания «Балажан» на 2018 -2022 год